| Dyke House | :: Мысли :: Мотив дороги в песенном творчестве Д. Аребениной
 
Неофициальный Сайт Пермских Лесбиянок
меню
разное
каталоги

Милые барышни, мы рады предложить вашему вниманию статью, объектом исследования в которой стало ни что иное, как творчество Дианы Арбениной. Сопоставительный анализ песен с разных альбомов Ночных Снайперов приводит автора статьи к тем заключениям, к которым многие из вас, возможно, уже пришли интуитивно. Статья читается и воспринимается очень легко, так как рассчитана в большей степени на студентов.
Если возникнут вопросы – обращайтесь! Разберёмся )
4езаре


Мотив дороги в песенном творчестве Д. Аребениной
(рок-группа "НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ")


Мотив дороги является одним из важнейших структурных компонентов в творчестве Дианы Арбениной и прослеживается во всех альбомах рок-группы "Ночные снайперы", начиная от первой акустической дилогии "Капля дегтя / В бочке меда" (1998 г.) и заканчивая альбомом "SMS", который вышел в октябре 2004 года.
Очевидно, важность мотива дороги и его генезис у Арбениной связаны с личной биографией. Её родители - журналисты, всегда любившие кочевой образ жизни; путешествовать она начала с трех лет, и сейчас живет между Питером и Москвой, гоняя туда-сюда по трассе Е-95 то на концерты, то на студию, то на съемки. Поэтому становится понятной такая любовь Арбениной к дороге и её слова о том, что именно в машине она чувствует себя как дома.
Объектом изучения в данной статье станут песни Дианы Арбениной из всех имеющихся на сегодняшний день альбомов "Ночных снайперов": "Капля дегтя / В бочке меда" (1998 г.), "Детский лепет" (1999 г.), "Рубеж" (2001 г.), "Цунами" (2002г.), "Тригонометрия" (2003г.), а также песня "Асфальт" из нового альбома "SMS".
Поскольку песни Д. Арбениной невозможно рассматривать вне контекста творчества её группы, то необходимо несколько слов сказать и об истории самой рок-группы "Ночные снайперы". Все началось с появления акустического дуэта девушек из разных концов России: Дианы Арбениной (Магадан) и Светланы Сургановой (Санкт-Петербург), которые познакомились в Санкт-Петербурге в августе 1993 года. Первое совместное выступление состоялось на Всероссийском фестивале авторской песни в сентябре 1993 года в Санкт-Петербурге, где дуэт был удостоен лауреатского звания. В августе 1998 года вышел двойной альбом "Ночных снайперов" "Капля дёгтя / В бочке меда", куда вошли песни как Дианы Арбениной, так и Светланы Сургановой, - всего 27 песен, самая старая из которых "Я раскрашивал небо", а самая последняя на тот момент - "На границе" (была сочинена за месяц до записи). Ровно через год появился второй диск "Детский лепет", в котором собраны домашние и студийные композиции "Снайперов", записанные с 1989 по 1993 (в некоторых источниках по 1995) год, в том числе и те, что существовали еще до знакомства Дианы и Светы. 1 марта 2001 года у группы вышел альбом "Рубеж", ставший переломным (в музыкальном плане он является уже не акустическим, а электрическим), а в феврале 2002 года был записан новый - "Цунами", выход которого по многим причинам состоялся только через 10 месяцев, в декабре 2002 года. В том же году Светлана Сурганова оставила "Ночных снайперов" и теперь возглавляет свою группу под названием "Сурганова и Оркестр", творчество которой не укладывается в строгие рамки понятия "современный русский рок". И предпоследний на сегодня альбом "Ночных снайперов" - "Тригонометрия", представляет собой акустический концерт в живом исполнении, записанный во МХАТе весной 2003, где в основном перепеты старые, но не известные широкой аудитории песни.
О важности мотива дороги в художественном мире Д. Арбениной говорит тот факт, что её героиня постоянно куда-то идет: "бренчу монетами смеюсь / хожу на крыши и в кино / и никуда не тороплюсь / сажусь в такси и в самолёты / курс на мёртвую петлю / боюсь", бежит: "бегу бегу бегу бегу / бегу до рвоты", едет, плывет, летит:
и быстрей в самолеты!
высоты не бояться!
ритуальные трапы
стюардесса газеты
фюзеляжи из ваты
небеса голубые
и меня уже нету
и меня уже нету

и быстрей в самолеты!1
("Столица", альбом "Цунами")

Так появляется в её песнях обилие городов: "я вечный питер ты москва / нью-йорк париж и магадан / и мы уже не мы вперёд / на штурм в другие города", "я увижу милан и бордо / в сан-франциско куплю пистолет".

зовёт дорога меня в путь
зовёт асфальт меня куда-нибудь
зелёный поезд огни и ночь
пустынный тамбур темно и скорость
вперёд одна а сердце рвётся
и расстаётся с тобой с тобой с тобой
кто знает вдруг оно вернётся
тебе простит былую боль
я знаю ты меня дождёшься
и будет дверь твоя открыта мне
и будет дуть опять по проводам
осенний блюз молчащих телеграмм
асфальт перрон дорога снова
зовёт меня к себе в привычный плен
а ты молчишь и так сурово
ты ждёшь опять каких-то перемен
я снова здесь я снова рядом
опять зовут всё те же провода
ну подожди и будем снова мы
с тобой вдвоём вдвоём всегда всегда
зовёт дорога меня в путь
зовёт асфальт меня куда-нибудь
зелёный поезд огни и ночь
пустынный тамбур темно и скорость
вперёд одна

В этой песне, как в зеркале, отражена вся суть, весь "кочевой менталитет" героини, для которой главная цель - это странствия без определенного маршрута ("зовёт дорога меня в путь / зовёт асфальт меня куда-нибудь"), сама дорога, которая "снова / зовёт <…> к себе в привычный плен".
Это, пожалуй, единственная песня Арбениной, где дорога (в значении "путешествие", "странствие") не является следствием разлуки с любимым. Её героиня выбирает дорогу по собственной воле и хотению, её не останавливает даже любовь, напротив, она уезжает, несмотря на чувства, которые не менее важны, но не являются поводом для остановки или оседлого образа жизни. А любовь, как высшая ценность, заставит героиню снова вернуться ("подожди и будем снова мы / с тобой вдвоём вдвоём всегда всегда"), но не остановиться, а опять уйти (и, скорее всего, так будет всегда!), о чем свидетельствуют заключительные строки ("зовёт дорога меня в путь / зовёт асфальт меня куда-нибудь / зелёный поезд огни и ночь / пустынный тамбур темно и скорость / вперёд одна"), которые и были первыми, образуя, таким образом, кольцевую композицию.
В данном тексте важную смысловую функцию выполняет "зеленый поезд", который не просто является средством передвижения или спутником героини, а скорее знаком. Как было установлено 2, у Арбениной именно зеленый цвет символизирует жизнь, естественность, поэтому здесь "зеленый поезд" становится символом победы жизни над разлукой, равной духовной и физической смерти в её художественном мире.
О важности поездов (или их отсутствии) в мире Арбениной свидетельствуют и строки из песни "В городе моем" (альбом "Тригонометрия", 2003 г.): "в городе моем завяли цветы / в городе моем ушли поезда". Они повторяются на протяжении песни четыре раза в начале, затем, став своеобразным припевом, еще дважды и в конце, снова образуя кольцевую композицию и передавая семантику пустоты и безысходности в одиноком мире, где рядом с героиней Арбениной нет любимого. Поэтому не случайным, а уже закономерным и знаковым является и отсутствие транспорта (трамвая) как связующей нити между героиней и её любимым в другой песне из "Тригонометрии" - "Реггей" 3:
не все ведь жизнь петь об остановках
и в городе нашем нет трамваев
а только грязь да остановки
но без трамваев
		("Реггей", альбом "Тригонометрия")

Кроме того, можно отметить, что в представленных выше песнях у отсутствующих поездов и трамваев нет и цветовых определений, которые в свою очередь играют первостепенную роль в художественном мире Д. Арбениной.
Песни Дианы Арбениной, проникнутые мотивом дороги, как правило, выстроены по кольцевой композиции. Это же наблюдается и в песне "По волнам твоих слез" из того же, первого альбома "Капля дегтя / В бочке меда" (на диске "Живой" она названа "Прощальная"), которую можно назвать "двойником" рассмотренной выше песни "Зовет дорога" 4. Здесь лирический конфликт также связан с расставанием героини и любимого, но, в отличие от первой, её героиня покидает Его с уверенностью, что обязательно вернется ("мы с тобой навсегда останемся здесь / и отсюда уйдем"):
по волнам твоих слёз я уеду домой
путь окончится мой в километре нуля
отпусти меня видишь какая луна
мы с тобой навсегда останемся здесь 
и отсюда уйдём

двадцать лет под стеклом
под крылами ночи
в ожидании смысл 
а во встречах прощай
отпусти меня видишь
моё ремесло
когда будет темно
посиди помолчи
мы отсюда ушли
малахитовых глаз
не беда а мольба
я иду по степи
только где же простор

отпусти меня видишь
какая стрела
высоко высоко
закрой свою дверь
мы отсюда ушли

вьётся пыль а тоска
притаилась в седле
уезжаю затем
чтоб сказать себе всё
отпусти меня видишь
я уже на коне
а печальная птица
сломала крыло
возвращаясь домой

по волнам твоих слёз я уеду домой
путь окончится мой в километре нуля

Следовательно, мотив дороги у Арбениной часто связан с мотивом возвращения домой, тогда сама дорога представляется как одинокий путь домой, прочь от любимого, с которым разорвана физическая связь (то есть произошло расставание (на время или же навсегда), но не разрушена духовная близость). Подобным образом выглядит мотив дороги и в припеве песни "Время года зима" из альбома "Цунами", где героиня, желая убить любовь, все же восклицает: "ты верь: я тебя сохраню / как последний патрон" и далее: "я запомню тебя / от ступней до лица":
возвращаюсь домой начинаю курить
сигаретным стволом поджигаю любовь
начинаю цедить южные коньяки
и палю по любви виноградным огнём

Мотив дороги у Д. Арбениной обычно связан с разлукой, но причина её не всегда - страсть героини к странствиям. В песне "Стерх и лебедь" (альбом "Детский лепет") героиня, напротив, стремится к счастью - быть с ним ("я с тобой была счастлива / видела небо и видела крыши / и были чисты мои руки в тёмную ночь"), но "кто-то приказал развести мосты" и поэтому все попытки соедениться безуспешны:
только мысли опять ясны
стоит ли в небо смотреть если сердце в тисках 
я еду к тебе узнать что вернусь без тебя
......
прожит первый день я ещё жива
и зачем тебе знать почему я молчу
и куда ухожу
навсегда навсегда

В связи с мотивом дороги, в текстах Арбениной важную роль играют различные транспортные средства (машины, самолёты, пароходы, корабли и т.д.), которые по их функциональности можно классифицировать следующим образом:
  1. средства транспорта, которые служат связующим звеном или посредником между героиней и её любовью: "годы / реки / люди / пароходы / за тобой" ("Пароходы", альбом "Цунами");
  2. средства транспорта, которые разлучают героиню и её любимого, как в уже упоминаемой песне "Столица": "я покидаю столицу <…> без тебя уже трудно <…> и быстрей в самолёты!";
  3. средства транспорта, которые выступают в качестве места происходящих событий, в частности, места встречи героини и её возлюбленного: "мы скрывались в машинах / равнодушных таксистов / по ночным автострадам / нарезали круги" ("Ты дарила мне розы", альбом "Цунами") или в песне "Автомобильный блюз" из "Капли дегтя / В бочке меда";
С этой точки зрения интересно рассмотреть подробнее "Автомобильный блюз", где героиня, находясь рядом с любимым, чувствует его отчужденность и свое одиночество ("рядом с тобой но так далеко от тебя", "ты против ветра напротив отчаянья / я за спиной напротив луны"), тогда дорога для неё - это время, проведенное рядом с любимым, и одновременно возможный путь друг к другу:
по мостам по мостам по мостам по мостам
по помостам
рядом с тобой но так далеко от тебя
солнце в лицо небо безоблачно
адмиралтейство в неве отражается
золотом мёдом игольчатым конусом
в тёмных зрачках преломляет себя
и проносятся архитектурные подвиги
мимо машин в одной из которых мне
так сладостно-больно видеть тебя.
свет одиночества тени сомнения
горсти забвения цвет неприкаянный
поздно раскаянье суть вдохновения
только желание суть поражения
и я не стою твоих вдохновлений
но горло поёт неуставаемо
и я нечаянно вдруг получу
в награду твой взгляд и растаю случайно
и продолжать не стоит нам более
но траектория к нам возвращается
я остаюсь собой тем не менее
в чьём-то авто несущем тебя и меня.

золото плавят руно получается 
но не кончается не обнаружится
зелень материи бабочкой брови
и мы кончаемся мы образуемся
мы образумились и заключается
в этом ответ на моё одиночество
ты станешь легче для всех мы весёлые
мы для себя всё же будем печальными
трагикомедию к чёрту
феерия лучший подарок для сердца и памяти 
стоило броситься ласточкой теменем
чувствуя в чьём-то авто близость тебя.
ты против ветра напротив отчаянья
я за спиной напротив луны
ты открываешь секрет обаяния
а перспективы уже не нужны
вязь муравьиная почерка нежного
нужного главного необходимого
радость познания мера дознания
выбор идти по пути срединному
мы обручились и мы не расстанемся
но растворяемся: время осознано
только не думай об этом заранее
мне оставляя свободу не более
мы ещё съездим в далёкие страны
и в близкие тоже об этом особо
ты сделал меня абсолютно спокойной
спасибо тебе безупречно-жестокой
свечи при встрече и безусловно
игристые вина на трезвый рассудок
мне без тебя невыносимо
с тобой не дожить до следующих суток
скоро мой выход.
скоро мой выход и скорость сбавляя
мотор прибавляет себя к тишине
кивок поцелуй ритуал безупречен
что ещё нужно мне?

Но конец песни говорит, что героиня фактически не соединяется со своей любовью ("скоро мой выход"), хотя есть более важная в её мире близость - близость духовная: "мы обручились и мы не расстанемся / но растворяемся: время осознано", - которая в данном тексте - вещь хрупкая, подвергается разрушению временем.
Нельзя обойти стороной и новую песню Д. Арбениной "Асфальт" из только что появившегося альбома "SMS", название которой можно считать символичным, поскольку мы определили, что в её поэтическом мире "асфальт" и "дорога" выступают как контекстуальные синонимы:
я по асфальту шагаю 
с тем кого сберечь не смогу
до остановки трамвая
звенящего на бегу

В данном тексте ярко прослеживается интертекстуальная связь с песней другого автора "Ночных снайперов" - Светланы Сургановой "По дороге" (1998 г.), вошедшей в альбом "Неужели не я" (2003 г.) группы "Сурганова и Оркестр". Нужно отметить, что подобные интертектуальные элементы вообще очень многочисленны и ярко представлены в песнях Д. Арбениной и С. Сургановой, поскольку их союз длился в течение десяти лет и представлял собой нечто гораздо большее, чем просто творческий тандем. Что касается песен "Асфальт" и "По дороге", то общий мотив дороги сближает их, хотя есть между ними и ряд значительных отличий:
  1. у песни Д. Арбениной иная, более позитивная, чем у текста С. Сургановой эмоциональная тональность и лирическое настроение:
Я иду по дороге. Мне светит солнце.
И нет больше туч в моей голове.
Я иду по дороге. Звонкие травы
улыбаются ветру, ветру и мне 5.
  1. если песню Арбениной, помимо мотива дороги, начиная с самых первых строчек, пронизывает мотив разлуки:
в газетах писали что ты уезжаешь
что рейс не отменят
что рейс не отложат
какие то люди тебя окружают
а ближе чем были
уже не возможно,
то у Сургановой - это, напротив, мотив ожидания и встречи, которая, скорее всего, произойдет:
Волнуюсь и жду, мой ветрено-сказочный.
С кем ты теперь раздуваешь костры?
И в конце:
Если дождусь, скажу тебе, здравствуй я,
не покидай так надолго меня.
  1. если в семантическом плане у Арбениной дорога (в данном случае её заменяет своего рода синоним - "асфальт") - единственная и последняя ниточка, связывающая героиню с любимым человеком, потому что именно остановка и звенящий на бегу трамвай их разлучит, то, как видно, у Светланы дорога выступает скорее как средство связи, путь, ведущий к любимому, поскольку на этом пути "светит солнце", "нет больше туч" (в её голове) и даже "звонкие травы / улыбаются ветру, ветру и мне", да и многие другие структурные элементы говорят о позитивном настрое героини Сургановой: "молочный рассвет вдыхаю на палубе, / и нежится пена на гребне волны", в отличие от героини текста Арбениной, у которой только и осталось, что этот асфальт.
Очевидно, при исследовании мотива дороги самым значимым в творчестве Арбениной (конечно, после песни "Зовет дорога") является следующий фрагмент из песни "До востребования" (альбом "Капля дегтя / В бочке меда"), где речь идет и о самом жизненном пути лирической героини Арбениной:
выход есть но он один:
это выход на дорогу
я скажу тебе не много:
оставайся цел и невредим
и вперёд иду вперёд
белой стрелкой в синем круге
чёткой линией по полю
траекторией на взлёт
указатель не поймёт
это суша или море
это радость или горе
это смерть или полёт

На примере этого фрагмента заметно, что дорога у Арбениной не просто "полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения" или "место, по которому надо пройти или проехать 6" , путь, ведущий куда-либо от одной точки пространства к другой. Часто семантика дороги приобретает более весомое или обобщенное значение, то есть слово употребляется в переносном значении - "жизненный путь". С одной стороны, "выход на дорогу" можно понимать буквально - как реальные шаги, сделанные в пространстве и направленные к тому месту, где ездят машины. Учитывая всю значимость мотива дороги в творчестве, да и в судьбе Дианы Арбениной, такой подход видится убедительным. С другой же стороны, слова: "и вперёд иду вперёд / белой стрелкой в синем круге / чёткой линией по полю / траекторией на взлёт", - означают скорее движение вперед именно по жизненному пути. В любом случае дорога здесь - представляется для героини спасением, хотя и не радостным, а скорее предначертанным ("выход есть но он один"), таящим неизвестность: "указатель не поймет / это суша или море / это радость или горе / это смерть или полёт".
Таким образом, мотив дороги в песенном творчестве Дианы Арбениной оказывается наиболее важным. Дорога постоянно зовет её лирическую героиню "к себе в привычный плен". Дорога для неё - это всё, это жизнь, о чем свидетельствуют и такие строки: "на границе где есть светофоры но нет дорог" (песня "На границе" из альбома "Цунами"). Смысл жизни в самих странствиях без определенной цели: "зовёт асфальт меня куда-нибудь".
Дорога даёт героине желаемую свободу, несмотря на то, что, часто приносит с собой тоску ("а тоска притаилась в седле" ("По волнам твоих слез"), "раненым фрицем / немею в тоске" ("Столица")), она рада дороге, поскольку нередко в её песнях тоска тоже оказывается благодатной силой: "меня кормит тоска а тебя благодать / мне бы было где взять а тебе что отдать" (песня "Тоска" из альбома "Детский лепет").
Но дорога у Арбениной всегда связана с любовью (даже любовь, обладая властью, не заставит героиню вести оседлый образ жизни) и с разлукой с любимым: её героиня то уезжает от него, то едет к нему, то встречается с ним в салоне автомобиля (причем чужого!). Так возрастает значимость, во-первых, транспортных средств в песнях Арбениной, во-вторых, присутствия множества мостов, тогда как разведенные мосты служат знаком невозможности соединиться и, следовательно, безысходности и, в-третьих, значимость кольцевой композиции, которая говорит о том, что в художественном мире Дианы Арбениной все возвращается на круги своя.

1 Все тексты Д. Арбениной, кроме последней песни "Асфальт", цитируются по сайту: www.Snipers.net. В цитатах сохранена орфография и пунктуация автора стихов. Все текстовые выделения сделаны автором данной работы.

2 См.: Галичева Т.О. Семантика цвета в рок-поэзии Д. Арбениной (группа "Ночные снайперы"). В печати.

3 Подобная тенденция наблюдается и в припеве песни "31-ая весна" из альбома "Рубеж": "а я прощаюсь с городом просоленным куда / в любое время не доходят поезда…"

4 Песни "По волнам твоих слез" и "Зовет дорога" расположены друг за другом в альбоме "Капля дегтя / В бочке меда" именно в такой последовательности. Следовательно, последняя песня может рассматриваться как продолжение актуальной для автора темы, как развитие мотива дороги.

5 Цит. по: www.surganova.ru

6 Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1989. С. 179.


Т.О. Галичева (г. Калининград)





вернуться
  • в мысли
  • россия   •   пермь   •   dyke house
    Сайт управляется системой uCoz